Это было поразительно.
Нет, опыт знакомства с другими книгами Мьевиля не позволил мне сомневаться в его гениальности и ожидать от "Вокзала..." посредственности и невыразительности, но... к такому масштабу, фантастическому реализму и проработанности я оказалась не готова.
Моя читалка показала, что в книге немногим более тысячи страниц, но если же судить по ощущениям - она бессовестно врала. Просто не может такой объем текста настолько быстро пролететь перед глазами, оставив после себя ощущение пустоты и потерянности, будто пока ты находился в плену у книги, она незаметно украла какой-то кусочек тебя, присвоила, спрятала где-то в глубине Нью-Кробюзона. И бесполезно искать его, можно только возвращаться в этот мир, снова и снова, раз за разом.
Созданный Мьевилем мир нельзя назвать красивым. В его Нью-Кробюзоне нет завораживающих пейзажей и восхитительной архитектуры, потрясающих воображение видов и знаменитых деятелей. Автор уже в самом начале дает понять, что представляет из себя его детище:

Река виляет и изгибается навстречу городу, который внезапно возникает передо мной, тяжело врезаясь в пейзаж. Свет его огней растекается по каменистым холмам окрестностей, как кровоподтек от удара. Его отвратительные башни горят во тьме. Он давит. Я вынужден слепо преклониться перед этим гигантским наростом, образовавшимся в излучине двух рек. Огромная клоака, смрад, гул. Даже сейчас, глубокой ночью, толстые каминные трубы изрыгают копоть в небеса. Нас влечет не речной поток — это город своим притяжением засасывает внутрь. Откуда-то доносятся то слабые человеческие крики, то голоса зверей, то из фабрик слышится отвратительный скрежет и стук огромных работающих механизмов. Рельсы, словно сетка вздувшихся вен, покрыли тело города. Мрачные стены из красного кирпича, приземистые церкви, похожие на доисторические пещеры, трепещущие на ветру рваные навесы, каменные лабиринты Старого города, глухие переулки, сточные канавы, избороздившие землю, как вековые гробницы, новые пейзажи пустырей и руин, книжные магазины, заполненные позабытыми книгами, старые больницы, дома-башни, корабли и железные клешни, поднимающие грузы в доках.

читать дальше